"Таттелеком" вернет абонентам 4 млн рублей
24 октября 2006 года

Вчера заместитель министра информатизации и связи РТ Юрий Багров сообщил журналистам, что крупнейший оператор фиксированной связи ТТК вынужден отказаться от начисления абонентам введенной с июля платы за ограничение доступа к междугородной и международной связи для физических лиц. С августа в Министерство информатизации и связи Республики Татарстан поступило около 50 жалоб от граждан на незаконность взимания платы. Министерство направило в адрес управления Россвязьнадзора по РТ обращение с просьбой проверить правомерность услуги «Постоянный запрет исходящих внутризоновых, междугородных и международных соединений» в размере 10 рублей в месяц на абонента. Ведомство провело проверку законности введения этого тарифа, в результате чего предписало ТТК устранить указанное нарушение. Генеральный директор ТТК Лутфулла Шафигуллин издал приказ №392 от 20 октября об отмене с 1 октября текущего года начисления ежемесячной платы за эту услугу в размере 10 рублей.
• ОАО ТТК является крупнейшим на территории республики оператором проводной электросвязи. Уставный капитал объединенной компании составляет 2,08 млрд руб., основным акционером является государственное ОАО «Связьинвестнефтехим» (принадлежит 87,2% акций) остальные ценные бумаги распределены среди юридических и физических лиц, в том числе бывших акционеров КГТС. В 2005 году выручка ТТК выросла на 17,3% и составила 3,035 млрд руб., чистая прибыль увеличилась почти на 30% — до 419,3 млн руб.
Как рассказал первый заместитель гендиректора ТТК Денис Улесов, эта услуга касалась 200 тыс. из 800 тыс. абонентов ТТК, заключивших договор с оператором на запрет «8-ки». «В начале 90-х годов к нам стали поступать жалобы от абонентов на несанкционированные звонки и подключение. После чего „Таттелеком“ и стал устанавливать ограничение к доступу по желанию абонента согласно закону РФ „О связи“», — объяснил господин Улесов. По его словам, с 1 января текущего года эта услуга попала под разряд дополнительных, поэтому ТТК смог устанавливать тарифы на свое усмотрение. Господин Улесов аргументировал это тем, что на территории Татарстана с марта 2006 года услуги дальней связи стали предоставлять два оператора (кроме «Ростелекома» еще «Межрегиональный транзит телеком» — „Ъ“). Таким образом, если ранее абонентам присваивалась категория (в зависимости от того, запрет на какие услуги устанавливал пользователь — „Ъ“), то, согласно новым правилам, любой абонент имеет право обратиться к своему оператору местной связи и воспользоваться услугой «Исходящая связь по паролю» или «Электронный замок». Для этого требовалось перезаключить контракты с абонентами, изменение условий договора стоило бы для каждого из них 190 рублей, сообщил представитель ТТК.
«„Таттелеком“ должен был всем автоматически снять ограничения и потребовать от абонентов писать заявления, чтобы ему оказали эту услугу платно, с этой точки зрения к нам претензий бы не было», — пояснил господин Улесов. Однако, по его словам, тогда сумма счетов была бы несоизмеримо больше, и это вызвало бы «больший резонанс». И ТТК решил ограничиться введением ежемесячной платы за блокировку дальней связи.
Теперь в связи с отменой компания должна компенсировать физлицам внесенные за июль-август 2006 года платежи на сумму примерно 4 млн рублей. Как заверил первый замгендиректора компании, деньги будут возмещены в счет оплаты обычных услуг связи. В целом, отметил господин Улесов, оператор надеялся получить от данной услуги населению 24 млн рублей в год.
Однако, как сказал господин Улесов, распоряжение Россвязьнадзора РФ по Татарстану не распространяется на абонентов—юридических лиц, с которых ТТК ежемесячно взимает по 30 рублей за номер. Предприятий-потребителей, которых около 5 тыс., такое положение дел не устраивает. Они отметили в беседе с „Ъ“, что ограничения выхода на межгород для некоторых номеров предприятий стоят всегда, поэтому компаниям проще заплатить один раз 190 рублей и обозначить все запреты, чем каждый месяц выкладывать оператору по 30 рублей за номер. Однако ни одно из опрошенных „Ъ“ предприятий не выразило желания выступить с жалобой на ТТК в Россвязьнадзор. «В любом случае, монополист здесь „Таттелеком“, и спорить с ним смысла не имеет», — сказал один из собеседников „Ъ“.

Лилия Миргазиева, "Ъ - Волга-Урал"